|
ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Сылка на статью с сайта Юридической Газеты: http://www.yur-gazeta.ru/article.php?n=136
Выездная налоговая проверка: в поисках преступления или наказания? (Шатохина Н., "Юридическая газета")
Получив Решение о проведении выездной проверки, у проверяемой фирмы немедленно возникает ряд вопросов. На что обращают внимание налоговики в первую очередь? Каким образом организация попала в план проверок? Каков порядок оспаривания результатов проверки? Попробуем разобраться во всем по порядку. Планирование проверок На сайте УФНС России (www.nalog.ru) опубликованы 12 Критериев, согласно которым происходит отбор организаций на проведение выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 ММ-3-06/333@ (с изменениями, внесенными Приказом ФНС России от 14.10.2008 ММ-3-2/467@ и Приказом ФНС РФ от 22.09.2010 ММВ-7-2/461@). Краткая суть вышеназванных критериев сводится к следующим принципам: 1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). 2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. 3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. 4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). 5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. 6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. 7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. 8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). 9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. 10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами). 11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. 12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. Предупрежден – значит вооружен… «Если бы знать, где упадешь - соломки бы подстелил» - гласит народная мудрость. Поэтому знание того, какие документы заинтересуют проверяющих в первую очередь, может предостеречь от незапланированных нарушений и их обнаружения в ходе проверки. Остановимся на данных документах более подробно:
Помимо документов, перечисленных выше, налоговые инспекторы могут также потребовать: • Распечатки по счетам бухгалтерского учета • Расчетные ведомости по средствам ФСС РФ • Расчетно-платежные ведомости • Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности • Сведения о численности, заработной плате и движении работников • ведомости аналитического и синтетического учета • главную книгу • журналы-ордера • Копии реестра и протокола сведений о доходах 2-НДФЛ; • Индивидуальные налоговые карточки 1-НДФЛ на всех сотрудников; • Копии годовых деклараций по ЕСН и ОПС (до 2010 года); • Расшифровку строк (в годовой декларации по ЕСН): 1000,1100; • Оборотно-сальдовую ведомость; • Карточки счетов: 01; 02; 08; 10; 19; 20; 40; 44; 50; 51; 60; 62; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 73; 75; 76; 84; 90; 91; 99. Технология проверки проста – налоговики проанализируют, правомерно ли отнесены на затраты те или иные расходы, заслуженно ли применяются льготы по налогам, а так же сравнят показатели бухгалтерских и налоговых регистров с данными, отраженными в декларациях и подтверждающих документах. Кроме того, будет проведен анализ представленных документов на предмет правильности их оформления, соответствие форм действующему законодательству и наличию неообходимых реквизитов. Тщательной проверке будут подвергнуты и контрагенты организации. В случае, если контрагент показался налоговикам «сомнительным», то есть «фиктивным», вполне вероятно проведение встречной проверки, в результате которой станет ясно, была ли сделка реальной, и отразил ли ваш партнер выручку с данной сделке в налоговых декларациях. Порядок рассмотрения и обжалования результатов выездной налоговой проверки В первую очередь, рассмотрим основные процессуальные моменты, которые должны быть соблюдены налоговиками при проведении проверки и оформлении ее результатов: В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. (Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов). Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки. Оформление Акта выездной налоговой проверки должно соответствовать порядку, изложенному в п.3, п.3.1, п.4 ст. 100 НК РФ. Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки, налогоплательщик вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. Решение по акту проверки и представленным возражениям должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения 15-дневного срока представления указанных возражений. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении или непривлечении налогоплательщика к ответственности. Решение вступает в силу в течение 10 дней с момента его вручения лицу (или его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов вышеперечисленных требований, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Так что первоначально рекомендуем проанализировать материалы проверки по «формальным» признакам. В случае несогласия с Решением налогового органа, налогоплательщик вправе подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 настоящего Кодекса, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части. В случае, если вышестоящий налоговый орган не удовлетворит апелляционную жалобу, налогоплательщик имеет право обратиться в суд. Подводя итог вышесказанному, следует иметь ввиду, что у налоговиков существует внутренний регламент по суммам доначислений для каждой группы организаций, в зависимости от объемов выручки и отнесению к категориям «крупных», «особо крупных», «средних», «малых» налогоплательщиков и т.д. В случае доначисления сумм меньших, чем рекомендовано внутренним регламентом, проверка считается «нерезультативной» . Таким образом, зачастую, большинство описываемых в Акте проверок нарушений «притянуты за уши» и легко снимаются на стадии возражений или апелляций. Наталья Шатохина Главный бухгалтер, член Ассоциации Профессиональных бухгалтеров России
|