Информеры - курсы валют

ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА У ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА У ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

 

Статья: Грядет выездная проверка? Давайте подготовимся (Шатохина Н.) ("Современный предприниматель", 2011, N 5)

 

Какие документы могут запросить проверяющие?

На что инспекторы обращают внимание в ходе выездной проверки?

Как оспаривать результаты выездной проверки?

 

Выездная налоговая проверка – нелегкое испытание для каждого предпринимателя. Несмотря на то, что основными объектами проверок являются юридические лица, коммерсантов инспекторы проверяют с не меньшей тщательностью. Чтобы понять основные принципы проведения и планирования выездных проверок, заглянем по ту сторону баррикад.

Претенденты для контроля отбираются по 12 критериям, утвержденным приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (далее – Приказ). Назовем некоторые из них, касающиеся предпринимателей:

- налоговая нагрузка, то есть сумма налогов уплачиваемых коммерсантом, ниже среднего уровня по конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Средние данные приводятся в приложении № 3 к Приказу;

- непредставление пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности;

- среднемесячная зарплата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте;

- суммы расхода максимально приближены к величине дохода коммерсанта (в общей сумме дохода доля затрат превышает 83 процента).

- неоднократное приближение к предельному значению показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.

 

Основы ревизии

Выездная проверка проводится только на основании решения руководителя инспекции (его заместителя). В рамках выездного контроля может рассматриваться период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки рассматривается период, за который представлена уточненная налоговая декларация (п. 4 ст. 89 НК РФ), то есть это может быть период за пределами трехгодичного срока. Однако оштрафовать за этот период коммерсанта не смогут, поскольку действует срок давности.

В решении о проведении проверки обязательно указывается период, который подлежит контролю, а также перечисляются проверяемые налоги. Бланк решения предусматривает формулировку «по всем налогам и сборам». Чаще всего выездная проверка носит комплексный характер, а значит, проверять будут документы, имеющие отношение к формированию налоговой базы по всем, уплачиваемым бизнесменом налогам.

 

---Справка 1---

Решение о проведении выездной проверки должно обязательно содержать:

- Ф.И.О коммерсанта (полное и сокращенное наименования фирмы);

- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

- периоды, за которые проводится проверка;

- должности, фамилии и инициалы сотрудников инспекции, которым поручено проведение проверки.

Форма решения о выездной проверке утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

---конец справки 1---

 

Подготовим документы

В ходе проверки, прежде всего, инспекторов интересуют «затратные» документы, которые уменьшают налоговую базу по тому или иному налогу. В таблице названы основные документы, запрашиваемые ревизорами.

Помимо документов, перечисленных в таблице, инспекторы дополнительно могут запросить расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости по средствам ФСС, копии реестра и протокола сведений о доходах 2-НДФЛ, сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности, документы для предоставления вычетов сотрудникам (например, заявления на предоставления вычетов; свидетельство о рождении ребенка; медицинская справка об инвалидности и т.д.).

В зависимости от особенностей деятельности контролеры заинтересуются различными расходными документами. Например, наличие автомобиля в составе основных средств, в частности, включение в расходы сумм, потраченных на бензин, потребует доказательства использования машины в предпринимательской деятельности. Ведь именно в этом случае расходы на топливо учесть можно. Любые нестандартные затраты привлекут внимание. Так, некоторые коммерсанты включают в затраты коммунальные платежи за свою квартиру на том лишь основании, что по данному адресу они зарегистрированы как ИП. Однако, такие затраты  вряд ли будут признаны правомерными, поскольку проживает предприниматель в своей квартире независимо от ведения предпринимательской деятельности.

 

Таблица

Основные документы, запрашиваемые в ходе проверки

№ п/п

Наименование документа

Что проверят

1

Книга учета доходов и расходов (общий режим, УСН, на ЕНВД обязанности вести книгу нет)

Доходы, отраженные в книге учета, инспекторы сопоставят с банковскими выписками (если имеется расчетный счет) и кассовыми отчетами (Z-отчеты, фискальный отчет, журнал кассира-операциониста). По расходам, учитываемым в книге, будет проведена тщательная проверка на предмет экономической обоснованности произведенных затрат, а так же наличия подтверждающих документов

2

Книга покупок (общий режим)

Книгу покупок сверят с декларацией по НДС, проверят наличие документов, на основании которых в книге покупок сделаны записи

3

Книга продаж (общий режим)

Полнота и своевременность отражения выручки. Если ИП освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ (то есть выручка за квартал не превышает 2 млн. руб. и об этом уведомлен налоговый орган), проверят правомерность применения данной льготы

4

Счета-фактуры (запросят у предпринимателей, применяющих основную систему налогообложения)

Все ли счета-фактуры, указанные в книге покупок, имеются в наличии, правильно ли они оформлены и соответствуют ли действующему на момент оформления сделки законодательству. Кроме того, нужно проверить наличие иных документов - актов выпоенных работ, накладных, договоров и т.д.

5

Накладные

Соответствие формы накладной действующему законодательству (на момент ее оформления), наличие всех необходимых реквизитов, подписей, печатей. Экономическая обоснованность произведенных расходов

6

Платежные документы и банковские выписки

При планировании проверок инспекторы часто запрашивают в банках выписки налогоплательщика для выявления его основных контрагентов, проверки этих контрагентов на добросовестность (то есть непричастность к  фирмам-однодневкам). Многие предприниматели имеют не только налично-денежную выручку, но и работают по безналу. Контролеры проверят, все ли безналичные доходы отражены предпринимателем в книге учета доходов и расходов или книге продаж. Кроме того, в качестве подтверждения понесенных расходов потребуется предъявить платежки на перечисление страховых взносов на пенсионное обеспечение и в фонды ФСС и ОМС

7

Z-отчеты (при наличии контрольно-кассовых аппаратов)

Данные Z-отчетов показывают выручку, которую предприниматель фиксирует в качестве своего дохода. В ходе проверки инспекторы снимают с ККМ фискальный отчет путем ввода специального пароля, установленного инспекцией при регистрации данного аппарата. Данные фискального отчета содержат информацию о всех операциях, проводимых по кассе (продажа, возврат, аннулирование и т.д.) и нередко расходятся с данными, прошедшими по Z-отчету. При наличии расхождений проверяющие потребуют  письменных объяснений

8

Путевые листы

Проверяется в основном расход топлива по указанному маршруту, нормы расхода, наличие подтверждающих документов (кассовые чеки по покупке ГСМ)

 

Требование о представлении  документов.

Любые документы, которые потребуются контролерам представляются на основе требования (приложение № 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@). В нем перечисляются реквизиты и иные индивидуализирующие признаки истребуемых документов, а также период, к которому они относятся. В ходе проверки инспекторы могут направить ИП несколько требований, так как их количество кодекс не ограничивает.

Получив требование о предоставлении документов, учтите, что инспекторы зачастую выставляют стандартное требование всем коммерсантам без учета особенностей деятельности. Это связано с тем, что многие аспекты хозяйственной деятельности становятся известны контролерам лишь в процессе проверки. Заранее о них они не знают, поэтому и требование выставляют с максимально полным списком документов.

В случае отсутствия каких-либо из затребованных бумаг, необходимо подать письменное объяснение, указав причину их отсутствия. К примеру, банковские выписки могут отсутствовать из-за отсутствия у ИП расчетного счета. Книга покупок и продаж ведется только бизнесменами, выбравшими основную систему налогообложения, соответственно, у «вмененщиков» и «упрощенцев» таковой нет.

 

В ходе проверки

Проверка проводится сплошным или выборочным методом. Мероприятия выездного контроля сводятся к следующему.

Инспекторы изучают соответствие показателей, отраженных в декларациях, данным книги учета доходов и расходов, книг покупок и продаж. В книгах контролеры обращают внимание на правильность и полноту отражения операций, влияющих на формирование налоговой базы (расчет налога). Обязательно проверяется обоснованность совершаемых расходов и правильность их включения в затраты. К примеру, на «упрощенке» установлен особый порядок учета основных средств, приобретенных до перехода на УСН. Не забудьте: каждый расход должен подтверждаться первичным документом, содержащим все обязательные реквизиты.

Инспекторы проверяют обоснованность применения налоговых ставок и льгот. Если у коммерсанта есть сотрудники, в рамках проверки НДФЛ, будет уделено внимание выполнению ИП, как налоговым агентом, обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налога.

На общем режиме, в части контроля НДС могут проверить и ваших контрагентов, проведя встречные проверки.

Плательщиков ЕНВД проверят на реальность физических показателей, влияющих на формирование налоговой базы и правильность выбора показателей. В качестве документов могут затребовать договоры аренды, подтверждающие размер торговой площади, договоры с сотрудниками, сведения о численности сотрудников.

 

Проверка контрагента

Любой предприниматель или организация могут стать объектом встречной проверки, если они состоят в цепочке с сомнительным контрагентом.

В ходе выездной налоговой проверки у инспекторов часто возникают вопросы в отношении реальности совершаемой сделки. Например, договоры, заключенные с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) наведут контролеров на мысль, что в этой цепочке попросту отмываются деньги. Кстати, работа через посредников (агентов, комиссионеров) является одним из критериев оценки риска проверки. Вопросы, зачастую возникают и в отношении вычетов по НДС. Большие суммы вычетов всегда привлекают внимание. При этом контролеры могут обращаться к партнерам бизнесмена, запрашивая информацию, связанную с той или иной сделкой.

В рамках встречной проверки инспекторы направляют требование о предоставлении документов всем участникам сделки (продавцам товара, услуги). Основные документы, которыми интересуются проверяющие: счета-фактуры по определенному контрагенту, накладные или акты выполненных работ (оказанных услуг), копии договоров, выписки из книги продаж или книги учета доходов и расходов (или их копии за определенный период), копии налоговых декларации по НДС с расшифровками строк 010 «Реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога, всего» и 070 «Суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав».

В случае, если получено требование о предоставлении документов в отношении вашего контрагента, необходимо предоставить имеющиеся в наличии документы согласно вашему виду налогообложения и виду деятельности. В отношении иных документов, которые указаны в требовании и отсутствуют у вас по объективным причинам, дайте письменное пояснение.

 

--Справка 2---

Порядок истребования сведений в рамках встречной проверки установлен ст. 93.1 НК РФ. Контролеры направляют поручение в инспекцию по месту учета вашего контрагента. В течение 5 дней налоговая подготовит и направит контрагенту требование о представлении документов. К нему обязательно прилагается копия поручения, где должна быть названа причина запроса. Формы поручения и требований утверждены приказом ФНС России от 31 мая 2007г. № ММ-3-06/338@.

---конец справки 2---

 

Результаты проверки

Как показывает практика, редкому налогоплательщику удается избежать штрафных санкций и пеней по результатам выездной проверки. Связано это с тем, что инспекторы зачастую вынуждены выискивать мелочи и притягивать за уши нарушения, чтобы проверка считалась результативной. Из-за чего, как опять же показывает практика, результаты редкого акта проверки невозможно (хотя бы частично) оспорить.

Итак, акт выездной налоговой проверки получен и подписан, что делать далее?

Сначала внимательно изучаем соблюдение инспекторами всех процедур, сопутствующих контролю. Часто, опираясь на статью 101 Налогового кодекса, вышестоящая инспекция рассматривает апелляцию в пользу налогоплательщика, если контролерами не соблюдены процессуальные правила. Обратим внимание на основные из них.

Выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев. Срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до момента составления справки. В последний день проверки руководитель проверяющей группы составляет справку о проведенной проверке, которая вручается коммерсанту (его представителю) лично или направляется заказным письмом по почте. В течение двух месяцев со дня составления справки оформляется акт налоговой проверки. Акт в течение пяти дней с даты составления должен быть вручен бизнесмену (его представителю) под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Например, направлен заказным письмом по почте.

В течение 15 дней с даты получения акта, коммерсант вправе представить в инспекцию письменные возражения по акту проверки.

Акт проверки и представленные по нему возражения рассматриваются руководителем инспекции (его заместителем) в течение 10 дней, после чего принимается решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Решение вступает в силу через 10 дней со дня вручения его проверяемому лицу. Решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Все сроки должны соблюдаться, вручение решений осуществляется под расписку (иным способом свидетельствующим о дате получения), о датах рассмотрения результатов проверки бизнесмен должен быть извещен. В противном случае он лишается возможности подготовить представить свои возражения, а это серьезный повод для признания санкций по результатам проверки недействительными.

Что делать, если процессуальные моменты соблюдены, а возражения по акту проверки руководителем налоговой не признаны?

Порядок обжалования решения инспекции изложен в статье 101.2 Налогового кодекса. Если руководитель инспекции не признал обоснованными представленные коммерсантом возражения, бизнесмен имеет право обжаловать данное решение в вышестоящей налоговой. В случае, если вышестоящая инспекция, рассматривающая апелляционную жалобу, не отменит решение по результатам проверки, предприниматель может обратиться в суд. Учтите обжалование решения в судебном порядке возможно только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.